+7 (495) 951 1101

+7 (495) 951 0229

+7 (495) 951 0577

   

Памятка страхователю при наступлении страхового события

     I. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с двумя и более участниками
     II. ДТП без второго участника (напр., Ваш авто на стоянке во дворе поврежден, а виновника рядом нет)
     III. Угон/хищение автомобиля. Разбойное нападение

Памятка страхователю при обращении в отдел выплат страховой компании
Как и куда жаловаться, если ваши права нарушены


Памятка страхователю при наступлении страхового события


I. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с двумя и более участниками

  • ВАЖНО! Вы можете обратиться в Вашу страховую компанию за выплатой без предоставления справок из компетентных органов только при «самоущербе», т.е. если нет второго участника/потенциального виновника происшествия (обращение возможно только при повреждениях согласно Приложение по страховым компаниям*).
  • не перемещайте автомобиль с места происшествия до приезда сотрудников ГИБДД;
  • выставьте знаки аварийной остановки, вызовите сотрудников ГИБДД (тел.: 112 с мобильного). Быстрее всего прибытие экипажа происходит при прямом звонке дежурному округа или поста ДПС (см. телефоны «Посты ДПС»);
  • при необходимости вызовите скорую помощь (телефон: 03 или 112 с мобильных) и МЧС (Общий тел.: 01 или 112 с мобильных, Служба спасения: 937-99-11, «Центроспас»: 556-54-95);
  • запишите данные всех участников ДТП: Ф.И.О., Марки авто, регистрационные знаки, номера полисов ОСАГО, названия страховых компаний. Оставьте другим участникам ДТП свои данные и контакты;
  • запишите на всякий случай Ф.И.О. и телефоны возможных свидетелей происшествия (прохожие, водители других автомобилей);
  • позвоните для фиксации события/вызова аварийного комиссара (при наличии VIP пакета)/вызова эвакуатора (если Ваш автомобиль не может передвигаться самостоятельно) в Вашу страховую компанию (см. «Приложение по страховым компаниям»);
  • если время и обстоятельства позволяют, то следует совместно с другими участниками заполнить на месте ДТП извещения, которые прилагаются к полису ОСАГО. Это не обязательное, но рекомендуемое действие;
  • после прибытия экипажа ДПС получите все необходимые справки и протоколы, которые выдаются на месте ДТП. Уточните у экипажа ДПС, где и когда Вы сможете получить недостающие справки (если у Вас не предусмотрено VIP сопровождение). Внимательно посмотрите, чтобы сотрудники ГИБДД указали в справках все видимые повреждения Вашего автомобиля и сделали пометку о том, что «возможны скрытые повреждения» при подозрении на таковые;
  • если у Вас VIP-пакет, то следует дождаться аварийного комиссара и передать все необходимые документы ему. Следует также записать Ф.И.О., контакты и название организации, которую представляет аварийный комиссар (некоторые страховые компании работают с ними на договорных отношениях);
  • если направление на СТОА не было выдано аварийным комиссаром на месте ДТП или у Вас нет VIP-пакета, Вам следует в течение 5-и (уточняйте сроки в Вашей страховой компании) рабочих дней обратиться в отдел выплат Вашей страховой компании (см. «Приложение по страховым компаниям»). При себе необходимо иметь все необходимые документы (гражданский паспорт, Свидетельство о регистрации ТС, водительские права, талон ТО, полис КАСКО, квитанцию об оплате), выданные сотрудникам ДПС справки (недостающие можно довезти потом) и предъявить к осмотру поврежденное транспортное средство, если оно на ходу;
  • не следует оставлять на месте ДТП крупные кузовные/навесные элементы, если они полностью конструктивно не разрушены. Например, если бампер цел, и его просто оторвало с крепежей, рекомендуется найти возможность забрать его с собой.

II. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) БЕЗ второго участника или Вы просто обнаружили повреждение Вашего автомобиля на стоянке во дворе и виновника нет рядом

  • ВАЖНО! Вы можете обратиться в Вашу страховую компанию за выплатой без предоставления справок из компетентных органов только в том случае, если нет второго участника/потенциального виновника происшествия (обращение возможно только при повреждениях согласно Приложению*);
  • если Вы наехали на препятствие/бордюр или врезались в столб/отбойник/дерево/собственный гараж и не попадаете в лимит обращения без справок, то необходимо вызвать сотрудников ГИБДД (тел.: 112 с мобильного + см. «Посты ДПС») и аварийного комиссара (при наличии VIP пакета), а также повторить часть действий, описанных в п. I, которые не имеют отношения ко вторым участникам происшествия в виду их отсутствия;
  • если Вы обнаружили повреждение Вашего автомобиля на стоянке, и второго участника/виновника на месте обнаружить не удалось, следует оценить характер повреждения для дальнейших действий;
  • если повреждение явно нанесено другим автомобилем, следует вызвать сотрудников ГИБДД (см. «Посты ДПС») и аварийного комиссара (при наличии VIP пакета), а также повторить часть действий, описанных в п. I, которые не имеют отношения ко вторым участникам происшествия в виду их отсутствия. Т.е. просто будет зафиксировано ДТП, в котором второй участник происшествия скрылся;
  • если повреждение нанесено в результате хулиганский действий третьих лиц (поцарапали чем-либо, уронили предмет, ударили чем-либо, разбили стекло и т.п.), следует вызвать сотрудников местного ОВД/участкового по телефону «02» и аварийного комиссара (при наличии VIP пакета). При прибытии сотрудников милиции на место происшествия следует в обязательном порядке написать заявление с просьбой возбудить уголовное дело по факту повреждения Вашего автомобиля неизвестными лицами.При этом, не взирая на советы сотрудников милиции, ОБЯЗАТЕЛЬНО сделать в заявлении пометку о том, что ущерб Вашему автомобилю нанесен ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ;
  • получите все необходимые справки и протоколы, которые выдаются на месте происшествия. Уточните у сотрудников милиции, где и когда Вы сможете получить недостающие справки (если у Вас не предусмотрено VIP сопровождение или обязательно личное присутствие);
  • если у Вас VIP-пакет, то следует дождаться аварийного комиссара и передать все необходимые документы ему. Следует также записать Ф.И.О., контакты и название организации, которую представляет аварийный комиссар (некоторые страховые компании работают с ними на договорных отношениях);
  • если направление на СТОА не было выдано аварийным комиссаром на месте происшествия или у Вас нет VIP-пакета, Вам следует в течение 5-и (уточняйте сроки в Вашей страховой компании) рабочих дней обратиться в отдел выплат Вашей страховой компании (см. «Приложение по страховым компаниям»). При себе необходимо иметь все необходимые документы (гражданский паспорт, Свидетельство о регистрации ТС, водительские права, талон ТО, полис КАСКО, квитанцию об оплате), выданные сотрудникам милиции справки и постановления (недостающие можно довезти потом) и предъявить к осмотру поврежденное транспортное средство, если оно на ходу.

III. Угон/хищение автомобиля. Разбойное нападение

  • ВАЖНО! Никогда не оставляйте в автомобиле документы и ключи в замке зажигания, даже если Вам приходиться покидать автомобиль на очень короткий промежуток времени. Методом «выманивания» водителя на короткое время из салона автомобиля происходит около 30% всех автомобильных краж и угонов!
  • Если автомобиль пропал в короткий промежуток времени с парковки в людном месте, в первую очередь убедитесь, что Ваш автомобиль не был эвакуирован, позвонив по телефону диспетчерской мэрии Москвы (см. «Посты ДПС»);
  • Если подозрения на угон близки к 100% (авто пропало во дворе или со стоянки супермаркета) или на Вас произведено разбойное нападение, НЕМЕДЛЕННО сообщите об угоне на ближайший пост ДПС (тел.: 112 с мобильного + см. «Посты ДПС»), в круглосуточную диспетчерскую Вашей страховой компании (см. «Приложение по страховым компаниям»), оператору диспетчерского пульта (при наличии на автомобиле спутниковой поисковой системы);
  • Далее вызовите ОВД на место происшествия для фиксации угона. Пока дожидаетесь наряд милиции, внимательно проверьте свои карманы и бумажник. Если при себе нет документов от автомобиля и/или ключей зажигания, а также пультов/брелоков от сигнализации, то Вам в обязательном порядке необходимо будет писать 2 заявления в милицию с просьбой возбудить уголовное дело. Одно заявление о краже личных вещей (документы на авто, ключи), в перечень которых рекомендуется включить денежную сумму в размере 5-7 тысяч рублей, чтобы у милиции не было поводов Вам отказать в возбуждении дела по данному факту (ключи/документы не являются материальными ценностями). Второе заявление пишется тут же на месте, но уже непосредственно об угоне автомобиля;
  • После оформления всех документов Вам в максимально короткие сроки необходимо подъехать в страховую компанию и написать заявление о выплате, предоставив страховой полис, квитанцию об оплате, все документы о возбуждении уголовного дела, показать все комплекты ключей зажигания и пультов/брелоков от сигнализации (если факта их кражи не было), все документы (ПТС, свидетельство о регистрации ТС) на автомобиль;
  • Страховая компания имеет право дождаться предварительного расследования по уголовному делу и вынесения постановления о хищении транспортного средства (60 дней с момента угона).

Памятка страхователю при обращении в отдел выплат страховой компании

  • Позвоните заранее в круглосуточную диспетчерскую страховой компании, выясните адрес, дни и часы работы отдела урегулирования убытков. Уточните, нужна ли предварительная запись перед посещением, и какие документы Вам необходимо взять с собой.
  • В компании старайтесь вести себя максимально уверенно и дружелюбно. Это позволит Вам установить более тесный контакт с сотрудником, который примет от Вас документы, и в дальнейшем облегчит получение дополнительной информации или полезного совета.
  • Запишите или запомните фамилию и имя сотрудника, который принял от Вас заявление и необходимые документы, и в дальнейшем, старайтесь называть его по имени и держать контакт именно с ним.
  • Попросите сотрудника проверить, правильно ли Вы заполнили заявление и все ли документы, которые необходимы на данном этапе, Вы предоставили.
  • Попросите оставить Вам копии всех забираемых документов, а на копиях особо важных документов (например, постановления о возбуждении уголовного дела) попросите поставить на Вашей копии отметку о том, что от Вас приняли оригинал.
  • Выясните, какие дополнительные документы могут от Вас потребоваться.

  • Узнайте у сотрудника страховой компании следующее:
    • в какие сроки будет организована и проведена независимая экспертиза, и можете ли Вы провести свою независимую оценку ущерба;
    • в какие сроки будет рассмотрено Ваше заявление и принято решение о признании произошедшего события страховым случаем;
    • в какие сроки после принятия решения о выплате Вам должны выплатить денежное возмещение/выдать направление на СТОА;
  • Сравните названные сроки со сроками, которые указаны в правилах страхования и в случае, если они не совпадают, попросите у сотрудника разъяснений.
  • Выясните, может ли сумма возмещения отличаться от фактических затрат на восстановление поврежденного автомобиля. Это расхождение может быть в том случае, если договором страхования предусмотрена, например, франшиза или выплата с учетом износа объекта страхования.
  • Ближе к окончанию назначенных сроков, позвоните и поинтересуйтесь, как протекает процесс по Вашему делу и не возникает ли каких-либо трудностей. По возможности, предложите свою посильную помощь, если таковая необходима, ведь Вы в первую очередь заинтересованы в скорейшем получении возмещения.

Как и куда жаловаться, если ваши права нарушены

Для начала можно выйти на службу качества компании (см. «Приложение по страховым компаниям»). Данные отделы созданы в страховых компаниях именно для объективного рассмотрения спорной ситуации и имеют полномочия привлекать сотрудников всех рангов и должностей к дисциплинарной ответственности.
Практика показывает, что более 50% всех спорных ситуаций не требует обращения в суд и может решиться в Вашу пользу в диалоге со страховой компанией.

Если общение со службой качества не помогло или у нее нет достаточных полномочий, чтобы Вам помочь, нужно самостоятельно с помощью юристов подготовить досудебную претензию и предъявить ее вместе с написанным заявлением о неправомерных действиях страховой компании на имя руководителя отдела урегулирования убытков. Копии отправить в РСА и ФССН вместе с жалобами.


Жаловаться в Российский Союз Автостраховщиков (РСА):

Адрес: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3
Телефон: +7 (495) 771-69-44 (для Москвы) или 8-800-200-22-75 (для России)
E-mail: rsa@autoins.ru


Жаловаться в Федеральную службу страхового надзора РФ (ФССН):

Адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 10/2, стр. 1,
Телефон: +7 (495) 251-12-19 (по вопросам жалоб граждан и организаций)
E-mail: fssn@fssn.ru (для приема корреспонденции от граждан, страховых организаций, иных юридических лиц)